Необходимый минимум (сжатые конспекты по всей школьной программе): Раздел 3 Человек


Скачать файл

Быстрый переход:

 

 

Человек

Антропогенез  изучение процесса возникновения и развития человека.

Человек: 

  • существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);
  • существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности);
  • существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала);
  • существо биосоциальное (интегрирует в себе биологическое начало и социальную сущность)

Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Отличия человека от животного:

 Особенности человека

 Особенности животных

1. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой и рационально-логической деятельности

2. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность.

3. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

5. Наличие духовных потребностей.

1.  Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

2. Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

Бытие философская категория, обозначающая су­ществование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятель­ности.

 

 

Потребности

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования.

 

Виды потребностей человека:

  • Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

 

Классификации потребностей по А. Маслоу:

Базовые потребности:

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

  • Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

  • Экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

  •  Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности
  • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании,    достижении успеха и высокой оценки, служебном росте

  • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

 

 

Деятельность

Деятельность — способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека (деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческопреобразующим отношением к окружающему миру).

Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (в качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы).

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Деятельность состоит из цепи действий.

Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

 

Виды действий:

  • Целенаправленное действие  характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.
  • Ценностно-рациональное действие  индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
  • Аффективное действие  обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.
  • Традиционное действие  основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки

 

Основные виды деятельности:

  • Игра — это деятельность, направленная на сам процесс — развлечение, отдых (характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками).
  • Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
  • Труд — это вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата (характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека).
  • Творчество — это вид деятельности, порождающей не­что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
  • Общение — это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями.

 

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

 

Основные черты деятельности:

  • сознательный характер — человек сознательно вы­двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
  • продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);
  • преобразующий характер — человек изменяет окру­жающий мир и самого себя;
  • общественный характер — человек в процессе дея­тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 

Общение бывает:

  1. Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.
  2. Опосредованное— с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств — га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.
  1. Прямое — личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга
  2. Косвенное — через по­средников, которыми могут выступать другие люди

 

Функции общения:

  • Социализации  формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности
  • Познавательная  познание людьми друг друга
  • Психологическая  осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека
  • Отождествления  выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
  • Организационная  организация совместной деятельности людей

 

Важнейшие механизмы творческой деятельности:

  • Комбинирование  варьирование уже имеющихся знаний.
  • Воображение — способность создавать новые чувствен­ные или мыслительные образы в сознании.
  • Фантазия — характеризуется особой силой, яркостью и необыч­ностью создаваемых представлений и образов.
  • Интуиция — зна­ние, условия получения которого не осознаются.

 

 

 

 

Мышление

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Несмотря на то что мышление является процессом, совер­шающимся в коре головного мозга человека, оно по своей при­роде социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке нахо­дят выражение мысли человека. С его помощью человек по­знает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

 

Типы мышления на разных этапах развития человека:

  • Образное  задача дана наглядно, в конкретной форме Способом ее решения будет практическое дей ствие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций
  • Понятийное  задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку
  • Знаковое  обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или ино­го типа.


 

Смысл жизни человека

Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Концепции смысла жизни

Наименование концепции

Ее сущность

Аскетизм (от гр. askeo — уп­ражняюсь)

Жизнь — это отречение от ми­ра, умерщвление плоти ради искупления грехов

Гедонизм (от гр. hedone — на­слаждение)

Жить — значит наслаждаться

Прагматизм (от гр. pragma — дело, действие)

Цель жизни оправдывает лю­бые средства ее достижения

Утилитаризм (от гр. utilitas — польза)

Жить — значит из всего из­влекать пользу

Эвдемонизм (от гр. eudaimo-nia — блаженство, счастье)

Жизнь — стремление к счастью как подлинному на­значению человека

Этика долга

Жизнь — это самопожертво­вание, альтруизм во имя слу­жения идеалу

 

 

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Индивид  — это единичный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие про­явлений человека (человек как один из мно­гих, но с учетом его личных особенностей)

Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достиже­ния намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности

 

Структура личности:

  • Социальный статус — место человека в системе общест­венных отношений.
  • Социальная роль — образ поведения, одобренный норма­тивно и соответствующий социальному статусу.
  • Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

 

Этапы социализации:

  • Начальный  социализация ребенка, преимущественно в семье
  • Средний  обучение в школе
  • Завершающий  социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т.п.

Агенты социализации  все, что влияет на процесс социализации (к ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание).

 

Расширение и углубление социализации происходит:

  • в сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.
  • в сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.
  • в сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

 

 

Внутренний мир человека

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных цен­ностей.

 

Структура духовного мира человека:

  • Познание — потребность в знаниях о себе, об окружаю­щем мире, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способ­ностей, прежде всего способность получать новую информа­цию на основе той, которая у человека уже имеется.
  • Эмоции — субъективные переживания по поводу ситу­аций и явлений действительности (удивление, радость, стра­дание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).
  • Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предмет­ный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; ин­теллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).
  • Мировоззрение — система взглядов, понятий и пред­ставлений об окружающем мире. Оно обусловливает направ­ленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно неза­висимых от текущей ситуации.

Мировоззрение не только определяет общую направлен­ность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике челове­ка, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Пути формирования мировоззрения:

  • стихийный (на ос­нове обыденного опыта, под влиянием жизненных условий)
  • осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов)

 

Типы мировоззрения:

  • обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;
  • религиозное — связано с признанием сверхъестествен­ного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религи­озные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);
  • научное — теоретическое осмысление результатов на­учной деятельности людей, обобщенных итогов человеческо­го познания.

Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на осно­ве предшествующей культуры и практической деятельнос­ти, национального сознания, личного жизненного опыта.

 

 

Сознательное и бессознательное

Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего поло­жения в обществе.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение че­ловека, но не осознаются им.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении раз­лична.

Сознание управляет самыми сложными формами по­ведения:

  • когда перед человеком возникают неожиданные, ин­теллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • когда человеку требуется преодолеть некоторое сопро­тивление (физическое или психологическое);
  • когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптималь­ный выход;
  • когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

 

 

Самопознание

Самопознание — изучение личностью собственных пси­хических и физических особенностей.

Самооценка — эмоциональное отношение к собственно­му образу(всегда субъективна)

 

На самооценки влияют факторы:

  • сопоставление образа реального «Я» с образом того иде­ала, каким личность хотела бы быть;
  • оценка других людей;
  • отношение личности к собственным успехам и неудачам.

 

Мотивы для об­ращения человека к самооценке:

  • Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
  • Повышение собственной значимости (поиск благопри­ятных знаний о себе).
  • Самопроверка (соотнесение собственных знаний с оценками окружающих).

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельно­стью.

 

Самооценка бывает:

  • Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).
  • Нереалистическая завышенная (у людей, ориентиро­ванных на избегание неудач)
  • Нереалистическая заниженная (у людей, ориен­тированных на избегание неудач).