Необходимый минимум (сжатые конспекты по всей школьной программе): Раздел 5 Политика

 

Быстрый переход: 

  

 

Власть, ее происхождение и виды

Власть это:

  • Волевое воз­действие на поведение лю­дей со сторо­ны субъекта власти;
  • Механизм ор­ганизации и регулирова­ния совмест­ной деятель­ности;

Власть появляется одновременно с человеческим общест­вом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие оз­начает хаос, распад, бесцельность существования.

 

Компоненты власти:

  • 1. Субъект власти;
  • 2. Источники власти;
  • 3. Объект власти;

 

Типология власти:

  • Степень институциолизации: Правительственная, городская, школьная и др.;
  • Субъект власти: Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская;
  • Режим правления:Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.;
  • Правовой признак: Законная — незаконная; легальная — нелегальная;
  • Количество индивидов, принимаю­щих ключевые решения: коллективная (общественная, клас­совая, групповая) и личная (едино­личная);

Политическая власть — это пра­во, отстаивать и претворять в жизнь определенные политические цели.

 

Типы политической власти:

  • Традиционный — опирается на традиции;
  • Легальный — основывается на правовых нормах и ра­циональных понятиях;
  • Харизматический — опирается  лидера;

 

Функции политиче­ской власти:

  • Формирование политической системы общест­ва;
  • Организация его политической жизни;
  • Ру­ководство органами власти и политическими и неполитиче­скими процессами, контроль политических и иных отноше­ний; 

 

 

Политическая система

Политическая система общества — совокупность политических инсти­тутов, форм взаимо­действия между ними, реализуемых че­рез политическую власть.

 

Структура политической системы общества:

1) Институцио­нальная включает:

  • государство;
  • политические партии;
  • общественно-политические движения  (добровольные формирования граждан);
  • иные политические институты;

2) Нормативная включает:

  • политические принципы;
  • политиче­ские традиции;
  • нормы морали (воплощенные в различных НПА);

3) Функци­ональная  — охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти;

4) Коммуника­тивная — совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы и другими сферами общественной жиз­ни, а также системами различ­ных стран;

5) Культурно-идеологиче­ская, охватывает:

  • политическую психологию — представления и чувства, отражающие непосредственное отношение людей к политике государства;
  • политическую идеологию — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь;
  • политическую культуру — степень участия населения в политике страны.

 

Функции политической системы:

  • Определение целей, задач, путей развития общества;
  • Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
  • Распределение материальных и духовных ценностей;
  • Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
  • Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста­бильности политического строя;
  • Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
  • Контроль за соблюдением выполнения законов и пра­вил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

 

 

Государство

Государство — политико-территориальная суверенная ор­ганизация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения страны.

 

Основные теории происхождения государства:

  • Теологическая — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;
  • Классовая — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;
  • Патриархальная — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
  • Договорная (естественно-правовая) — государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав;
  • Теория насилия — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

 

Функции государства:

  • Политическая — госу­дарство главный носитель власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов;
  • Экономическая — государ­ство регулирует экономиче­ские отношения и структур­ные изменения в экономике (национализация, привати­зация и др.);
  • Социальная — развития образова­ния и здравоохранения, культуры и т.д.;
  • Идеологическая — воспи­тание членов общества.

 

Деятельность государства:

  • Участие в решении гло­бальных проблем;
  • Обеспечение националь­ной безопасности;
  • Развитие взаимовыгодно­го сотрудничества;
  • Отстаивание государст­венных интересов в между­народных отношениях.

 

Формы осуществления функций (деятельность) государства:

  • Правовая форма;
  • Правотворческая форма;
  • Правоисполнительная форма;

 

Основные качества государства:

  • Самая массовая политическая организация;
  • Обладает суверенитетом;
  • Собственник всех ресурсов  и средств производства;
  • Имеет специальный аппарат; 

Государственный аппарат (механизм) — система го­с. органов и учреждений, необходимых для гос. управления.

Гос. органы — физические лица или организации, наделенные властными полномочиями и  осуществляющие функции государства (глава государства; органы законодательной, исполнительной, судебной власти, государственного принуждения (органы внутренних дел, прокуратура, исправительные учреждения); во­оруженные силы).

Гос. учреждения — орга­низации, выполняющие функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транс­порта).

 

Принципы деятельности государственного аппарата: 

  • Принцип представительства интересов граждан;
  • Принцип разделения властей;
  • Принцип демократизма;
  • Принцип законности;
  • Принцип гласности;
  • Принцип компетентности гос. служащих;
  • Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между феде­рацией и ее субъектами.

Избирательная система — политический инс­титут, связанный с организацией выборов, а также с распределением мандатов меж­ду партиями.

 

Стадии: 

  • Подготовительная (назначение даты, регистрация и учет избирателей);
  • Выдвижение кандидатов;
  • Предвыборная агитация и финансирова­ние выборов;
  • Голосование и под­ведение итогов;

 

Основные принципы демократического избирательного права:

  • Равенства — кандидаты имеют в процессе выборов равные пра­ва, каждый изби­ратель в одинаковой степени влияет на общий ре­зультат выборов;
  • Всеоб­щности — любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым;
  • Тайного голосова­ния — избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе;
  • Непосред­ствен­ности — избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет го­лосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах пре­зидента США, а также не соблюдался в дореволю­ционной России;
  • Состяза­тельности — выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Ни­кто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на терри­тории России был введен лишь в 1993 г.;
  • Гласности — общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках;
  • Свободы выборов — любой гражданин участвует в выборах доброволь­но, и никто не имеет право оказывать на него давле­ние;
  • Ограниче­ния срока выборов — выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных за­конодательством;

 

Типы избирательных систем представительной демократии:

1) Мажоритарная  система формирования органов власти через персональное представительство;

  • Абсолютного большинства (50%+1);
  • Относительного большинства (у кого голосов больше, тот и победил).

2) Пропорциональная — система представительства партий, мандаты распределяются пропорционально количеству голо­сов, поданных за ее кандидатов на вы­борах;

3) Смешанная  часть мандатов распре­деляется по мажоритар­ной системе, часть по пропор­циональной;

Выборы в Россий­ской Федерации проходят в соот­ветствии с законо­дательством по ма­жоритарной сис­теме (выборы Президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы).

Политическая партия — это организованная группа единомыш­ленников, выражающая интересы определенных социаль­ных слоев и стремящаяся к власти.

 

Признаки партии:

1. Есть идеология;

2. Нацеленность на власть;

3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если пар­тия придет к власти;

4. Наличие организации:

  • в любой партии есть руководящие органы, как цент­ральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;
  • любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно пла­тят членские взносы и определенным образом участвуют в де­ятельности партии;
  • любая партия имеет устав, т. е. документ, в кото­ром устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

5.  Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

 

Виды партий:

1) Идеологиче­ская направ­ленность

  • Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении ос­новных свобод;
  • Коммунистические — господство государства;
  • Консервативные и либеральные —  минимизация участия государства в жизни общества;
  • Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии;
  • Националистические — строят свою деятель­ность на основе националистических идей;

2) Участие в осуществ­лении власти

  • Правящие — это те партии, которые находятся у власти;
  • Оппозиционные — это те партии, которые не на­ходятся у власти и имеют главную задачу — за­воевать власть: легальные, полулегальные, неле­гальные.

3) По характеру членства

  • Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выбо­ров;
  • Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически;

4) По шкале политическо­го спектра

  • Левые партии (социалистические и коммунис­тические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия;
  • Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество;
  • Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции.

5) Способ деятельности

  • Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием за­конных средств воздействия на власть и закон­ных средств достижения власти;
  • Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, ко­торые, с точки зрения существующего государст­венного устройства и политического режима, яв­ляются незаконными;

 

Основные функции политической партии:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании власти;
  • политическое воспитание;
  • формирование обществен­ного мнения;
  • подготовка кадров политиков;
  • выражение инте­ресов социальных групп.

Партийная система — совокупность партий, участ­вующих в формировании законодательных и исполнитель­ных структур власти.

 

Типы партийных систем:

  • Однопар­тийная — функционирует одна партия. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «ис­кусственная многопартийность»: существует множество политических пар­тий, но идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных пар­тий(например, КПСС до 1990 г.);
  • Двухпар­тийная — существуют две сильные партии, кото­рые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, рес­публиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избиратель­ной системе;
  • Многопар­тийная — существует конкуренция между многи­ми партиями, ни одна из которых не имеет преиму­ществ перед другими;

Политические (социально-политические, обществен­но-политические) движения — добровольные формирова­ния, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности сво­их интересов.

 

Партии РФ:

  • Единая Россия;
  • КПРФ;
  • Справедли­вая Россия;
  • ЛДПР;
  • Яблоко.

 

 

Политическая идеология

Политическая идеология — это система взглядов, на политическую жизнь, способов объяснения мира политики.

Уровни политической идеологии:

  • Теоретико-концепту­альный — формулировка основных положений, раскры­вающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина);
  • Программно-политиче­ский — разработка программ, манифестов, лозунгов, ко­торые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа);
  • Актуализи­рованный — степень освоения гражданами целей и принци­пов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая прак­тика);

 

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге — сохранять, заботиться о сохранении)

  • Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность;
  • Укрепление устоев государства;
  • Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма;
  • Обществу присуще неравенство;
  • Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis — свободный)

  • Главные ценности: демократизм, индивиду­ализм, права человека, част­ная собственность, экономические свободы;
  • Абсолютная ценность человеческой личности;
  • Ограничение деятельности го­сударства;
  • Политическое равенство людей;
  • Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis — коренной)

  • Леворадикальные течения (анархизм, марк­сизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т. д.) предпочитают быст­рые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости;
  • Право­радикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на пред­ставлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религи­озной) над всеми остальными и стремлении лю­быми законными и незаконными способами за­крепить привилегированное положение таких групп.

 

Признаки радикальных партий:

  • Решительное изменение существующих соци­альных и политических институтов;
  • Стремление к быстрому темпу перемен, оп­равдание силовых методов достижения постав­ленных целей;
  • Может выступать теоретическим обосновани­ем и оправданием терроризма;
  • Проявляется в кризисные, переходные исто­рические периоды, когда возникает угроза су­ществованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

 


 

Политические режимы

Политический режим — совокупность методов и спо­собов осуществления в стране государственной власти и управления.

 

Политический режим определяется: 

  • Уровнем развития и интенсив­ностью общественно-политиче­ских процессов;
  • Структурированностью правя­щей элиты;
  • Состоянием отношений с бюрок­ратией (чиновничьим аппаратом);
  • Развитостью общественно-поли­тических традиций, господствую­щими в обществе политическим сознанием и поведением;
  • Доминирующим в обществе ти­пом легитимности.

 

Политический режим обеспечивает:

  • Стабильность полити­ческой власти;
  • Управляемость граж­дан, приемлемую для власти динамику и на­правленность политиче­ских отношений;
  • Достижение целей по­литики, реализацию ин­тересов властвующей элиты.

 

Политические режимы:

1) Демократический (признаки: демократия, правовое государство, принцип разделения властей, многопартийность, легальная оппозиция, смешанная экономика, доминирует частный сектор, политический плюрализм);

Демократия — политическийрежим, при котором граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия политических решений. Демокраия основывается на признании народа в качестве источника власти и предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона и т.д.

2) Недемократический

  • Тоталитарный — осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни, господство одной партии, отсутствует оппозиция, государственный произвол, закон защищает государство, централизованная экономика (примеры: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм);
  • Авторитаризм — опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь, традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни. Правящая партия огосударствлена, деятельность оппозиционной партии жёстко ограничена, обширный государственный сектор может уживаться с с частным сектором (примеры: от буржуазных, социалистических до военнодиктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока).

       

 

Местное самоуправление

Местное самоуправление — это форма власти, предпо­лагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

 

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел;
  • Управление муниципальной собственностью;
  • Обеспечение развития соответствующей территории;
  • Охрана общественного порядка;
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

 

Полномочия главы местно­го самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.):

  • Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • Устанавливает местные налоги;
  • Утверждает программы разви­тия соответствующих территорий;
  • Осуществляет контроль за де­ятельностью главы местного са­моуправления;
  • Осуществляет управление муниципальным хозяйством;
  • Распоряжается имущест­вом и объектами муници­пальной собственности;
  • Разрабатывает местный бюджет;
  • Осуществляет регулирова­ние земельных отношений.

Органы местного самоуправления выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством.

 

 

Политическая культура

Политическая культураэто совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.

 

Компоненты политической культуры:

  • Познавательный — знания о политической системе общества и ее возможных разновидностях (представле­ния о политических режимах, политических институтах, власти, механизмах принятия решений и т. д.);
  • Оценочный — критерии, влияющие на оценку политической жизни;
  • Эмоциональный — эмоциональное отношение человека к политической жизни страны;
  • Поведенческий — действия, которые совершает человек как участник политической жизни: — формы и степень участия в политической жизни; — формы и уровень взаимодействия с поли­тическими институтами; — формы и уровень взаимодействия с инсти­тутами гражданского общества; — тип электорального (лат. elector — выби­рающий) поведения. Данный компонент тесно связан с познава­тельным, оценочным и эмоциональным ком­понентами, так как является их проявлени­ем в виде деятельности.

 

Типы политической культуры:

1) Патриархальный тип (отношение человека к политике основано на ценностях племени, рода, узкой социальной группы)

  • Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей;
  • Этот тип культуры свойственен для государств, отстающих в своем политическом развитии.

2) Подданнический тип

  • Человек ориентируется на официальные государственные приказы, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ;
  • Человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.

3)Активистский тип

  • Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями, законами и т. п.;
  • Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т. д.);
  • Активно, сознательно участвует в политических процессах общества.

 

 

Гражданское общество

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоци­аций и организаций.

 

Гражданское общество:

  • В широком смыс­ле слова — все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством;
  • В узком смысле слова — общество, которое явля­ется социально-экономической основой де­мократического правового государства.

 

Принципы формирования гражданского общества:

  • част­ная собственность на средства производства;
  • индивидуальная свобода и самостоятельность личности;
  • осведомленность граждан о деятельности государства и общества;
  • народный су­веренитет, верховенство и полновластие народа;
  • справедли­вость законов и неукоснительность их исполнения;
  • свобода формирования общественного мнения.

 

Предпосылки гражданского общества:

  • Экономи­ческие Частная собствен­ность, многоук­ладная экономи­ка, сво­бодный рынок и конкурен­ция;
  • Социальные (Большой удельный вес в обществе среднего класса);
  • Политико-правовые (Юридичес­кое равенст­во граждан, обеспечение прав и их за­щита, де­централиза­ция власти, политиче­ский плюра­лизм);
  • Культурные (Обеспечение прав человека на информа­цию, высокий образователь­ный уровень населения, свобода слова и совести).

 

Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институ­тов, независимых от государства, отражающих самые разно­образные социальные интересы в производственной, полити­ческой, духовной сферах, личной и семейной жизни.

 

Структура гражданского общества:

  • Политические партии и лоббистские организа­ции (комитеты, комиссии, советы), созда­ваемые при органах власти;
  • Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные);
  • Союзы предпринимателей, ассоциации по­требителей, благотворительные фонды, ко­оперативы, арендные коллективы, акци­онерные общества;
  • Научные и культурные организации, спор­тивные общества;
  • Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и ра­боты, ассоциации избирателей, политичес­кие клубы;
  • Независимые средства массовой информации.

 

Функции гражданского общества:

  • Независимо от го­сударства распола­гает средствами и санкциями, с помо­щью которых мож­но заставить чело­века соблюдать общепринятые нормы, обеспечи­вающие социали­зацию и воспита­ние граждан;
  • Защищает граж­дан и их объеди­нения, интересы и потребности от не­законного вмеша­тельства в их жизнь государства и его органов, за­щищает права и свободы личности, определяет грани­цы политики;
  • Способствует формированию органов государ­ства, демократи­ческому и гума­нистическому развитию всей политической системы общества.

 

 

Правовое государство

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного наро­да, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить права и свободы личности.

 

Признаки (принципы) правового государства:

  • Верховенство права во всех сферах жизни общества;
  • Эффективная система контро­ля и надзора за соблюдением закона;
  • Реальное разде­ление властей (Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из госу­дарственных органов не принадлежит вся пол­нота государственной власти, поскольку дей­ствует система «сдержек и противовесов»);
  • Взаимная ответствен­ность госу­дарства и лич­ности (Граждане несут ответственность перед госу­дарством, государственная власть должна нес­ти ответственность перед гражданами. Нали­чие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов);
  • Единство права и закона (Соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, междуна­родно-правовым нормам о правах человека);
  • Политический и идеологичес­кий плюрализм (Существование различных партий, организа­ций, течений, действующих в рамках консти­туции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов).

 

Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок:

  • Многообразие форм собственности, свобода предприни­мательства и как следствие — экономическая независимость и самостоятельность индивида;
  • Режим демократии, суверенитет народа;
  • Внутренне единая и непротиворечивая система законо­дательства;
  • Гражданское общество;
  • Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

 

Пути формирования правового государства:

  • Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо из­менение соотношения закона с подзаконными актами в поль­зу первого;
  • Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения;
  • Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопо­рядка;
  • Децентрализация управления, разграничение функ­ций центральных структур власти и органов местного самоуп­равления, расширение компетенций последних.

В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Феде­рация является правовым государством.

 

 

Человек в политической жизни

Содержание политической жизни:

  • Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них;
  • Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство);
  • Отношения социальных субъектов по поводу госу­дарственной власти;
  • Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов;
  • Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разреше­ние конфликтов;
  • Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов;
  • Участие в делах государства, влияние на власть различ­ных политических сил (партий, граждан, групп давления);
  • Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).

Политический статус личности — это место человека в поли­тической системе общества, со­вокупность его неотъемлемых политических прав и свобод (на­пример, статус человека (граж­данина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ)

Политическая роль личности — это функции, которые выполняет человек в соот­ветствии с политическим статусом (например, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего и т. д.)

 

В зависимости от степени вовлеченности личности в по­литику можно выделить несколько типов политических ролей:

  • Рядовой член общества (не оказывает влияния на поли­тику, но заинтересован в ней);
  • Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации);
  • Гражданин, состоящий в выборном органе или являю­щийся активным членом политической организации (целе­направленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политичес­кой организации или органа);
  • Профессиональный политик (политическая деятель­ность является не только главным занятием и источником су­ществования, но и составляет смысл жизни);
  • Политический лидер (способен изменить ход полити­ческих событий и направленность политических процессов).

 

Основные трактовки понятия «политическое лидерство»:

  • Постоянное приоритетное влияние со стороны опреде­ленного лица на все общество, организацию или группу;
  • Особый вид предпринима­тельства, осуществляемый на политическом рынке, при котором политические пред­приниматели в конкурентной борьбе обменивают свои про­граммы решения обществен­ных задач и предполагаемые способы их реализации на ру­ководящие должности;
  • Управленческий статус, со­циальная позиция, связан­ная с принятием решений, положение в обществе, ко­торое характеризуется способностью занимающе­го его лица направлять и организовывать коллек­тивное поведение граждан;
  • Символ общности и образец политического поведения группы, способный реали­зовать ее интересы с по­мощью власти.

Политическое лидерство отличается от других форм ли­дерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

 

Характерные черты деятельности политического лидера:

  • Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вслед­ствие этого политический лидер практически не может воз­действовать на людей непосредственно. Его воздействие осу­ществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц;
  • В силу власти, которой обладает лидер, и необходимос­ти воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спич­райтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе;
  • Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому де­ятельность политического лидера всегда имеет многороле­вой характер.

 

Функции политического лидера:

  • Интегративная — объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценнос­тей и идеалов, признанных всем обществом;
  • Ориентационная — выработка политического курса, отражаю­щего тенденции прогресса и потребности групп населения;
  • Инструменталь­ная — определение способов и методов осуществ­ления поставленных перед обществом задач;
  • Мобилизацион­ная — инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
  • Коммуникатив­ная — обеспечение устойчивых форм политиче­ской самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
  • Гаранта справед­ливости, закон­ности и порядка — обеспечение защиты населения от произво­ла бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности;

 

Классификация типов политических лидеров:

  • Лидер-знаменосец — имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого буду­щего и знание средств его достижения. Опреде­ляет характер происхо­дящего, его темп и способы преобразования: Основатель партии большевиков и Совет­ского государства В.И. Ленин, руководи­тель национально-осво­бодительного движения Индии М.К. Ганди, бо­рец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг;.
  • Лидер-служитель — наиболее точно выража­ет интересы своих при­верженцев. Действует от их имени. Руководству­ется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избира­тели: Генеральные секрета­ри ЦК КПСС Л.И. Брежнев, К.У. Черненко;
  • Лидер-торговец — обладает способностью убеждать. Своего приз­нания добивается пониманием потребнос­тей избирателей, жела­нием их удовлетворить: Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган;
  • Лидер-пожарный — обладает быстрой реак­цией на насущные тре­бования времени, сфор­мулированные его сто­ронниками. Способен эффективно действо­вать в экстремальных условиях, быстро при­нимать решения, адек­ватно реагировать на си­туацию: Большинство лидеров в современных общест­вах;

 

Виды включения индивида в систему властных отношений:

  • Опосредованное (представительное) — политическое учас­тие осуществляется через избранных представителей;
  • Непос­редственное (прямое) — политическое участие — это воз­действие гражданина на власть без посредников.

 

Они имеют следующие формы:

  • реакция граждан на импульсы, исходя­щие от политической системы;
  • участие граждан в деятель­ности политических партий, организации, движений;
  • пря­мые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.);
  • обращения и письма к власти, встречи с политически­ми деятелями;
  • участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия ре­шений;
  • деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массо­выми.

 

Особенности политического участия индивида:

  • Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
  • Самооценка собственных качеств, свойств, возможнос­тей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

 

Критерии политического развития личности:

  • Наличие системы политических ценностей, норм;
  • Стабильность политических мотивов;
  • Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям;
  • Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике;
  • Степень активности участия в политической жизни;
  • Способность включить других в политическую деятель­ность;
  • Уважение к другим взглядам и позициям;
  • Общий уровень политической культуры.

Применение форм политического участия, их многооб­разные и многочисленные сочетания, открытие и использова­ние новых во многом зависит от индивида как свободного, ак­тивного субъекта политики.

 

Формы политического участия:

  • Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
  • Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
  • Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
  • Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воз­действие на нее;
  • Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что дол­жно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государ­ства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное не­участие, политическая апатия и отсутствие интереса к поли­тике — абсентеизм.

Абсентеизм — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разде­ляющие политические ценности большинства своих сооте­чественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлет­ворены своим стабильным и благополучным положением и за­были о властных структурах.

Политическая система