Необходимый минимум (сжатые конспекты по всей школьной программе): Раздел 4 Познание

Быстрый переход:

 

 

Познание

Познание — процесс деятельности человека, направленный на отражение объективной реальности в его сознании, для получение но­вого знания об окружающем мире.

 

Основные направления  познания:

  • Агностицизм — отрицает полностью или частично возможность познания мира (познание недостоверно).
  • Скептицизм — выражает сомнение в достоверности имеющихся научных знаний
  • Оптимизм — утверждает принципиальную познаваемость мира.

 

Формы познания:

1) Чувственное познание:

  • Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, возникающее в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
  • Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета,  непосредственно воздействующего на органы чувств.
  • Представление — чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, сохраненный и воспроиз­водимый в сознании.

2) Рациональное познание:

  • Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта (интерпритация предмета).
  • Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
  • Умозаключение  — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (вывод).

Интуиция — знания, условия получения которого не осознаются субъектом (в интуиции четко и ясно осознается лишь результат: вы­вод, истина, а конкретные процессы, ведущие к нему, оста­ются за пределами сознания).

 

 

Истина

Истина:

  • это соответствие знаний действительности;
  • это то, что подтверждено опытом;
  • это полезность полученного знания для практики.
  • знание, соответствующее своему пред­мету, совпадающее с ним.

Объективная истина — знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это знание, зависящее от определенных условий его получения.

Критерий истины — это то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения.

 

Возможные критерии истины:

  • соответствие законам логи­ки;
  • соответствие ранее открытым законам той или иной на­уки;
  • соответствие фундаментальным законам;
  • практика; 

Практика — деятельность людей, направленная на преобразование действительности.

 

Формы практики:

  • труд, преобразование природы;
  • социальное действие (реформы, ре­волюции, войны и т. д.);
  • научный эксперимент.

 

Функции практики:

  • Практика — источник познания: практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
  • Практика — основа познания: человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и свя­зей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудова­нием.
  • Практика — цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности.
  • Практика — критерий истины: пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

 

 

Виды знаний

Знание — результат познания действительности, со­держание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира.

 

Знание в узком смысле: 

  • способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
  • значимая информация;
  • особая познавательная единица, выражающая фор­му отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.

Каждой форме общественного сознания: науке, филосо­фии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.

Виды знания

Наименование

Сущность

Житейское

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию

Научное

Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы (формулы, графики, схе­мы и т. д.)

Практическое


Овладение вещами, преобразование мира

Художествен­ное

Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии

Рациональное

Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением

Иррациональ­ное

Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмо­ции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномаль­ные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

Личностное

Зависимо от способностей субъекта и от особен­ностей его интеллектуальной деятельности

 

Формы знания, несовпадающие с научным

Наименование

Сущность

Ненаучное

Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывает­ся законами, находится в противоречии с существующей картиной мира

Донаучное

Прототип, предпосылочная база научного знания

Паранаучное

Несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное

Сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное

Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности

 

 

Научное познание

Научное познание — вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных, системноорганизованных и обоснованных знаний о мире.

 

Основными особенностями научного познания являются следующие:

  • объективность добываемого знания;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, до­казательностью и системностью;
  • высокий уровень обобщения знаний;
  • универсальность;
  • использование специальных способов и методов позна­вательной деятельности.

 

Уровни научного познания:

  • Эмпирический — выявление объек­тивных фактов, со стороны их очевидных связей
  • Теоретический — выявление фундаменталь­ных закономерностей, обна­ружение за видимыми прояв­лениями скрытых, внутрен­них связей и отношений

Метод — средство научного познания.

 

Методы научного познания: 

  • Научный факт — отражение объективного факта в человеческом созна­нии, т. е. описание посредством некоторого языка.
  • Эмпирический закон — объективная, повторяющаяся связь между явлениями и процессами.
  • Гипотеза — на­учное предположение.
  • Теория —целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.
  • Эксперимент — исследование явле­ния, путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении.
  • Наблюдение — целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования.
  • Анализ — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.
  • Синтез — процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.
  • Индукция — путь изучения, в ходе которого от отдельных факторов со­вершается переход к общим положениям.
  • Дедукция — доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.
  • Аналогия — сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. 
  • Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительно­го времени и т. п.
  • Абстракция — мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства.
  • Идеали­зация — мысленное образование объектов, существование которых в действительности невозможно («прямая», «точка» в математике, «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» в физике и т. д.)
  • Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.
  • Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного по­знания обеспечивает их объективную истинность и возрас­тающее влияние на научно-технический прогресс.

 

 

Социальные науки

Социальные науки — форма духовной деятельности лю­дей, направления на производство знаний об обществе.

Важнейшие социальные науки:

  • История — наука, изучающая прошлое человеческого общества
  • Культурология — комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
  • Политология — наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
  • Правоведение — наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
  • Социология — наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
  • Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
  • Экономика — наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
  • Эстетика — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
  • Этика — одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль