

Текст.
Извлечение из Семейного Кодекса РФ
Статья 80.
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < … >
Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и(или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Статья 86.
1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
Статья 87.
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Задания С1-С4 считаются самыми лёгкими, т.к. практически все ответы находятся в тексте.
С1. Как правило, ответ на вопрос С1 представлен в тексте ( скорее всего в 1-ом абзаце). Каждое предложение мы выписываем из текста. Каждое предложение должно начинаться с новой строки (следует избегать ССП, они тяжелы для понимания) 2 балла
Пример задания.
C1. Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.
Ответ:
Количество детей
Материальное положение сторон
Семейное положение сторон
С2. Однотипно С1 2 балла
Пример задания.
C2 При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей?
Укажите три исключительных обстоятельства.
Ответ:
Болезнь ребёнка
Увечье детей
Необходимость оплаты ухода за ребёнком
С3. К работе с текстом добавляется элемент знаний из обществоведческого курса (обычно два примера из текста, одно из личного опыта. Каждое новое предложение с новой строки. 3 балла
Пример задания.
C3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом. Ст 80 – обязанности по содержанию несовершеннолетних детей
Ответ:
Ст 81 – размер алиментов, взыскиваемых судом на содержание несовершеннолетних детей
Ст 86 участие родителей в дополнительных расходах на детей
Ст 87 – обязанность совершеннолетних детей по содержанию родителей
Процедура заключения и прекращения брака.
С4. Это задание может частично содержаться в тексте, а может опираться на знание обществоведческого курса. 3 балла
Пример задания.
C4 В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.
Ответ:
Демонстрируется отношение общества, закрепляется моральная норма
Подобные меры воздействуют на совесть гражданина и могут способствовать изменению его поведения
Такие меры могут послужит предупреждением другим родителям
С5. Бывает 2-х видов:
1) Просят сделать какое-либо перечисление (редко)
2) Просят дать определение какого-либо термина и составить два предложения с информацией об этом термине (в этом случае общее кол-во предложений должно быть не менее трёх) . Основной термин должен содержаться в каждом составленном предложении. 2 балла
Пример задания.
C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.
Ответ:
Политическая партия – добровольная устойчивая организация граждан, выражающая интересы определённой части населения с целью участия в политической власти.
Политическая партия имеет программу, которая определяет цели партии.
По численности членов политические партии бывают массовыми и кадровыми.
С6. Необходимо привести примеры того или иного явления. Сначала необходимо указать проявление этого понятия, а затем, в скобочках, иллюстрировать его примером. Лучше всего написать на один- два примера больше, чем необходимо. 3 балла
Пример задания.
C6 Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса.
Проиллюстрируйте каждый из них примером.
Ответ:
Прогресс в одних областях может привести к застою в других сферах (например индустриализация в СССР привела к развитию промышленности группы А в ущерб промышленности группы Б)
Из-за научного прогресса может появиться угроза обществу ( прогресс в области ядерной физики привёл к появлению оружия массового поражения)
С 7. Представляет собой некую ситуацию, к которой вас просят дать комментарий. Обычно это график, который нужно описать и сделать вывод определённый вывод. 3 балла
Пример задания.
C7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально-экономическая ситуация.
Ответ:
а) минимальная зарплата остаётся ниже прожиточного минимума
б) средняя зарплата незначительно выше прожиточного минимума
Подобная ситуация может тормозить экономическое развитие и создаёт предпосылки для социальных конфликтов.
С8. Развёрнутый план раскрытия темы
1.Определение понятия (само понятие)
2. Основные виды (типы, формы, особенности, признаки, принципы и т.д.)
А) Б) В)
3. Основные функции (задачи, проблемы, причины и т.д.)
А) Б) В)
4. Роль (понятия) в современном мире
5. Особенности (понятия) в современной России. 2 балла
Пример задания.
C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответ:
1 Определение понятия личность
2 Определение понятия социализация
3 Основные институты (агенты) социализации
а) семья
б) школа
в) СМИ
4 Виды деятельности, влияющие на социализацию
а) игровая
б) трудовая
в) учебная
5) Социализация в учебном мире.
С9 Эссе-сочинение рассуждение. 5 баллов
Есть три критерия оценок
К1 – чётко сформулирована авторская проблема
К2 – наличие собственной позиции ( позиция должна быть аргументирована)
К3 – самый объёмный – проверяется всё остальное.
Пример задания.
C9.1 «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д. Дьюи). Философия
C9.2 «Человек есть деятель и соучастник общего мирового процесса» (В.М. Бехтерев). Социальная психология
C9.3 «В бизнесе и в спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования» (К. Рокне). Экономика
C9.4 «Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер). Социология
C9.5 «– Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно что сказать: "Не занимаюсь жизнью"» (Ж. Ренар). Политология
C9.6 «Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого» (В. Гюго). Правоведение
Ответ:
Пример идеального эссе:
Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми. Кои.
В данном высказывании поднимается проблема адаптации индивида к его социальным статусам и предполагаемым ими социальные ролям. Социальная роль подразумевает совокупность поступков и действий, которые всегда носят личностный характер. Каждый человек является носителем индивидуальности и личность, которая формируется в процессе социализации, также будет уникальна и своеобразна.
Я разделяю позицию автора. Каждый человек живёт в соответствии со своими жизненными принципами, правилами, нормами морали. И потому относится к социальной роли, которую предписывает ему общество, каждый будет по-своему, в соответствии со своими личностными убеждениями. К примеру: в современном мире многие считают главным своим приоритетом достижение успехов в карьере, забывая при этом о семье, детях. Другие напротив, стремятся к созданию семьи, которая станет для них смыслом жизни, главной целью становится воспитание детей, а работа и карьера становятся всего лишь средством обеспечения нужд семьи.
Таким образом, мы видим, что расстановка жизненных приоритетов распределяется каждым человеком самостоятельно, одна и та же социальная роль занимает разное место в жизни людей, Эта особенность зависит от характера, менталитета, воспитания, образования, мировоззрения каждого индивида, и по точному определению Янга, «осуществляется через собственный талант, выбор и активность каждого индивида.