Важнейшими неценовыми факторами изменения спроса (независимо от изменения цены) являются:
Вкусы или предпочтения потребителей. Изменение потребительских вкусов может быть вызвано рекламой, изменением моды, появлением новых продуктов в связи с новыми технологиями и т.д. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупатели (при прочих равных условиях) обусловливает повышение спроса и сдвиг кривой спроса вправо. Напротив, уменьшение числа покупателей сокращает спрос и сдвигает кривую спроса влево.
Рост или снижение доходов населения. Повышение денежных доходов приводит к тому, что спрос на большинство товаров повышается (на видеотехнику, модную одежду, автомобили, спиртные напитки, мясо, сливочное масло, фрукты и т. д.). И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые растет при увеличении доходов потребителей и падает при их уменьшении, называются товарами «высшей категории» или «нормальными» товарами. Они могут относится как к предметам первой необходимости, так и к предметам роскоши. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении с доходами (с ростом доходов спрос на них понижается, и наоборот), называются товарами «низшей категории» или «недоброкачественными» товарами (например, хлеб, картофель, макароны, маргарин, капуста, немодная и дешевая одежда, обувь и т. д.). Увеличение доходов позволяет потребителям покупать продовольствие с большим содержанием белка (как, например, молочные продукты и мясо)и более качественную одежду, обувь, мебель и т. д., и наоборот.
Динамика цен на товары-заменители и сопутствующие товары (еще они называются сопряженными товарами). Взаимозаменяемые товары — это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар приводит к росту спроса на другой товар (яблоки и груши, масло и маргарин и т.д.). Взаимодополняемые товары — это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар ведет к падению спроса на другой товар. Например, автомобиль и бензин, автомобиль и моторное масло, стол и стул, магнитофон и кассеты к нему, ручка и бумага, лыжи и лыжный костюм и т.д. Спрос на такие товары предъявляется одновременно. Эти товары называются еще комплементарными (взаимодействующими).
Ожидания потребителей. Потребительские ожидания относительно возможного повышения цен или увеличения доходов может побудить потребителей к увеличению покупок (чтобы «упредить» предстоящее повышение цен) и уменьшению ограничений на текущие расходы. И, наоборот, ожидание падения цен или снижения доходов может привести к сокращению текущего спроса на товары.
1) увеличение количества некоммерческих кружков и секций в школах — да, верно.
2) открытие новых игровых развлекательных центров и аквапарков — нет, неверно.
3) укрупнение организаций дополнительного образования — нет, неверно.
4) повышение популярности художественного образования детей — нет, неверно.
5) сокращение доли детей в структуре населения — да, верно.
Ответ: 15.