Русский язык (Вариант 10)


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Вопрос №24

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2)В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший.
(3) Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. (4)Голос певицы оборвался. (5)Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком.
(б)Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7)Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8)Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.
(9)Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10)Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
(И)Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.
(12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве...
(13) Но жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14)Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей — великая Надежда Обухова), стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.
(15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16)Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. (17)Меня бьёт по лицу зрительская ругань в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. 
(18) 0н в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! (19)Помогите!.. (20)Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»
(По В. П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — выдающийся советский и российский писатель.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

«Особое место в тексте занимает описание концерта. Для этого автор использует яркие средства выразительности: троп — (А)__________ („в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан", „переутомлённых культурой слушателей" в предложении 8), лексическое средство —  (Б)_______ („муравьишку", „молоденькой" в предложении 7, „кругленьких" в предложении 17). Поведение зрителей, при описании которого автор прибегает к использованию такого тропа, как (В)_______ („и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли" в предложении 9), вызывает у рассказчика эмоциональную реакцию, которую лучше всего передаёт синтаксическое средство —  (Г)______ (предложения 18-20)».

Список терминов:

1)      книжная лексика

2)      эпитет

3)      сравнительный оборот

4)       слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

5)       фразеологизм


6)       градация

7)       восклицательные предложения

8)       ирония

9)       парцелляция

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Русский язык ЕГЭ

Посмотрите видеоурок по этой теме