Сочинения по литературе: Чему научило меня произведение В.Астафьева «Царь-рыба» (сочинение)

Евгений Храмцов (группа 2 уровня)

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорил главный герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Но так ли это? Мастерская ли природа? И имеет ли право человек считать себя ее хозяином? Ответы на эти вопросы я нашел в произведении В.Астафьева «Царь-рыба».

«Царь-рыба» состоит из нескольких новелл, объединенных одним героем. Сам автор определил жанр своего произведения как повествование в рассказах. И эти одна за другой небольшие истории вливаются в единое повествование, идея которого – не человек хозяин природы, а природа – мать человека, и любое преступление против природы, против человека как ее сына обязательно будет наказано, за любые грехи придет час расплаты.

Центральное место в сборнике новелл занимает новелла «Царь-рыба». Неспроста именно ее название вынесено в заглавие всего произведения. Полная чувства глубокого уважения к природе, преклонения перед ее красотой и мудростью, она не может оставить равнодушным ни одного читателя. На каждого новелла в той или иной степени оказывает влияние, а возможно, у кого-то даже меняет мировоззрение. Я не стал исключением. Произведение изменило мое отношение к природе, напомнило о ее первостепенной важности в нашей жизни.

Главный герой новеллы браконьер Игнатьич. Знаменитый на весь поселок рыбак, пользующийся уважением у окружающих, он обладал, на первый взгляд, неплохими человеческими качествами: «От людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь». Но не умел Игнатьич проявлять тех же качеств по отношению к природе. Возомнив себя хозяином мира, он без капли сомнения и сожаления занимался браконьерством. Жадность, жажда наживы толкали его на преступление против природы.

Переломным моментом в судьбе героя стала охота на Царь-рыбу. Легенды о ней давно ходили по поселку, и Игнатьич, желая прославиться, выделиться среди остальных рыбаков, решил в одиночку вступить в поединок с Царь-рыбой. А ведь герой помнил слова дедушки о том, что лучше отпустить эту великую рыбу и жить дальше, но «забылся в человеке человек! Жадность обуяла его!». В поединке человека и природы ярко раскрывается позиция автора. Он изображает Царь-рыбу могущественной, умной, «редкостной», а Игнатьич предстает перед нами не человеком – зверем, который ни перед чем не остановится на пути к своей добыче. Однако победу одерживает именно Царь-рыба. Более того, она удерживает героя на грани жизни и смерти, заставляет задуматься о прожитых годах.


Анализируя прошлое, Игнатьич приходит к выводу, что много зла и подлости совершил. Особенно ему стыдно перед Глашкой Куклиной, которую он обидел, просто чтобы похвастаться перед мужиками, изобразить из себя мужчину, «познавшего грех». Бедная девушка ничем не могла ответить обидчику, молча снесла унижение, которое «не только душу, но и кости» опустошило ей. Но, как отмечает В.Астафьев, «природа… тоже женского рода», и у нее не дождаться за такой поступок ни прощения, ни пощады, а только наказания. И именно эта необычная Царь-рыба, символизирующая природу, выступила в произведении в роли вершителя суда над Игнатьичем.

И в то же время, я думаю, встреча с Царь-рыбой, для Игнатьича стала шансом начать новую жизнь, покаяться в совершенных грехах. Действительно, когда он просит прощения у природы, у Глаши, Царь-рыба отпускает его, освобождает его душу. Для героя начинается новый этап жизни.

Итак, прочитав произведение В.Астафьева «Царь-рыба», я еще раз убедился, что природа и человек – единой целое. Автор призывает нас прекратить беспощадную эксплуатацию и загрязнение природы, ведь это чревато непоправимыми последствиями. Призывает нас задуматься над своими поступками, помнить, что за все хорошее природа отблагодарит, но ведь и за все плохое – накажет. Природа- хозяйка всего живого на земле, она – наша «Царица».