Тест (ЕГЭ) 5

Скачать файл

ВАРИАНТ 5

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)   Эксперты                                                              3) кровотОчить

2)   местностЕй                                                           4) красИвее

 

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)   Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.

2)   Ещё более увлекало меня пение хора, ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура которого стоя­ла на исключительной высоте.

3)   Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.

4)   Князь Андрей начал излагать операционный план предполагаемой КАМПАНИИ.

 

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)   несколько яблонь

2)   до полутора тонн

3)   едь направо

4)   присоединяйтесь

 

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обгоняя друг друга,

1)   мне было трудно протиснуться на тротуаре.

2)   спортсмены приближались к финишу.

3)   начинается неразбериха.

4)   цель не достигнута.

 

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)   Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные ми­нуты.

2)   Ввиду непредвиденных обстоятельств поездка группы специалистов откладывается.

3)   Подписание договора свидетельствует о нормализации отношений между странами.

4)   По окончании переговоров на высшем уровне президенты ответили на вопросы жур­налистов.

 

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя за­менить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)  Русский язык вёл учитель, который привил нам любовь к родному языку.

2)   Облачко обратилось в белую тучу, которая постепенно облегала всё небо.

3)   Его румяное лицо принадлежало к числу лиц, которые почти всегда нравятся женщинам.

4)   Начинали алеть и расходиться туманные полосы, в которых тонули луга и пашни.

 

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)Наиболее рослому из этих деревьев, которые недавно разыскали учёные, при­своено имя Гиперион. (З)Его верхушка поднялась над землёй на 115,2 метра. (4)Рост двух других деревьев-великанов — Гёлиоса и Икара — 114,7 и 113,1 метра. (5)Все они относятся к породе красного дерева. (6)... таких исполинов можно встретить у основа­ния каньонов, но эта великолепная тройка облюбовала место на горном склоне, защи­щающем деревья от сильных ветров. (7)Текущие с вершины ручьи поили корни зелё­ных рекордсменов живительной влагой.

Примечание. Каньон — глубокая речная долина с очень крутыми или отвесными склонами.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1)   Учёные решили детально изучить растительность национального парка Северной Ка­лифорнии.

2)   Флора Северной Каролины широко представлена в одном из национальных парков этого штата США.

3)   Национальный парк Северной Калифорнии расположен на склоне горы.

4)   В одном из национальных парков Северной Калифорнии растут, возможно, три самых высоких дерева в мире.

 

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шес­том (6) предложении?

1)   Обычно                                                                  3) Напротив,

2)   Поэтому                                                                4) Несмотря на это,

 

А9. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в седьмом (7) предложе­нии текста или в одной из частей этого предложения?

1)   текущие поили                                                     3) ручьи поили

2)    поили корни                                                         4) поили корнц рекордсменов

 

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1)     сложное бессоюзное                                             3) простое осложнённое

2)        сложноподчинённое                                           4) сложносочинённое

 

All. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТЕКУЩИЕ в седьмом (7) предложении текста.

1)   полное прилагательное

2)   действительное причастие

3)   краткое прилагательное

4)   страдательное причастие

 

А12. Укажите значение слова ОСНОВАНИЕ в предложении 6.

1)   нижняя часть чего-либо

2)    причина, повод

3)   сторона геометрической фигуры

4)    право на что-либо

 

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В этот хмурый осе(1 )ий денёк наш старый деревя(2)ый дом, построе(3)ый в цен­тральной части посёлка, выглядел на фоне других домов довольно стра(4)о. 1) 1           2) 1,2     3) 1,2,3       4) 1,2,3,4

 

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   г..нять, б..лкон, произрастать

2)   касательная, ст..лить, приведение (к присяге)

3)   процветание, ч..совой (пояс), пересказать

4)   л..скать (котёнка), ч..совой (механизм), зам..рающий

 

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)   под..тожить, из..екания, роз..ск

2)   пр..родный, пр..держивать, пр..ступить (закон)

3)   бе..почвенный, и..держки, ра..бирательство

4)   о..вёртка, пре..писать, по..ползти

 

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)   прокрут..шь, перекле..нный                               3) колыш..шь, продолж..нный

2)   расстро..шь, истрат..вший                                   4) запряч..шь, застро..вший

 

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. настойч..вый                                                    В. заноч..ватъ

Б. сторожевой                                                       Г. высвет..в

1) А, Г                              2) Г                                    3) А, Б, В, Г                     4) А

 

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)   Мой попутчик (не)вольно стал прислушиваться к нашему разговору.

2)   (Не)использованные бланки были уничтожены в присутствии членов комиссии.

3)   Судебное заседание (не)состоялось в связи с болезнью федерального судьи.

4)   На (не)болыпой, но очень светлой веранде нас ждала вся семья Никитиных.

 

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)   ВРЯД(ЛИ) мы увидим КОГДА(НИБУДЬ) более таинственную реку, чем эта.

2)   В ТО(ЖЕ) самое время послышался грохот, КАК(БУДТО) над домом пронёсся бомбар­дировщик.

3)   Филин днём плохо видит и (ПО)ЭТОМУ прячется, а (В)ТЕЧЕНИЕ ночи охотится.

4)   (ЗА)ТЕМ начал он слегка поворачивать и (НА)КОНЕЦ выворотил телегу совершенно набок.

 

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Падали капли дождя ( ) и неторопливо стекали с листьев яблони прямо на траву.


1)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

3)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

 

А 21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На опушке леса (1) приложив одно ухо (2) и (3) приподняв другое (4) перепрыгивал заяц.

1) 1,2                                 2) 1,4                         3) 1,2,3,4                  4) 3,4

 

А22. 3 каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложени­ях должны стоять запятые?

Обстоятельства (1Увидимо (2) переменились, и сама судьба смеялась над ним. Сказал быя(З) во-первых (4) не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно. 1) 1,2,3,4   2) 3,4 3) 1,2                             4) 1,2,3

 

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.)

1)   То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.

2)   На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.

3)    Ни сил ни чувств для ближних не щади.

4)    Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

 

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Любите книгу: она научит вас уважать человека.

1)       Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2)       Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3)       Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4)       Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которо­го покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.

1) 1                                   2) 2                                     3) 1, 4                              4) 3

 

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны с-Гоять запятые?

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.

1) 1,2,4                      2) 1,2,3                       3) 1,2,3,4                  4) 1,2,3,4,5

 

А27. Прочитайте текст.

Интересное открытие сделали немецкие психологи. Они записали плач шестидесяти новорождённых в возрасте от трёх до пяти дней. Пропустив полученные записи через компьютер, учёные пришли к выводу, что малыши разных стран плачут по-разному. Немецкие младенцы начинают свой писк с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. Французские новорождённые, наоборот, с низкой частоты и громкости переходят на более высокие. Причина в том, что французы повышают тон речи к концу фразы и ударение у них всегда на последнем слоге слова. Между тем у немцев ударение обычно ставится в первой части слова. Эти наблюдения привели к вы­воду о том, что ребёнок начинает осваивать особенности родной речи ещё в утробе мате­ри, что и отражается в его первых земных криках.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, со­держащаяся в тексте?

1)   Учёные из Германии установили, что немецкие новорождённые начинают свой плач с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются.

2)   Немецкие учёные сделали интересное открытие: малыши разных стран плачут по- разному, так как в их первых земных криках отражаются особенности родной речи, освоенные ещё в утробе матери.

3)   Учёные из Германии установили, что французские младенцы начинают свой плач с низкой частоты и громкости, а затем переходят на более высокие частоты.

4)   Учёные из Германии установили, что особенности плача детей разных национально­стей напрямую связаны с особенностями родного языка.

 

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)0тбряцал доспехами День защитника Отечества, отбабахало пробочными салютами шампанско-цветочное 8 марта. (2)Отговорили мы тосты, отдарили подарки, отсмеялись, отрадо- вались. (З)Всё. (4)Праздники кончились. (5)Теперь до мая будет тянуться слякотное и серое окончание зимы. (6)По её кончине робкой девушкой войдёт в промозглую, талую нашу горницу весна; холодным ещё, стылым покрывалом накроет чёрные голые ветви деревьев, пепельную прошлогоднюю траву, сор и грязь раскисших парков и скверов. (7)Грустно и уныло будет кругом.

(8)Не очень весёлые недели предстоят нам. (9)Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не тёплая. (Ю)Можно смириться и принять — так, дескать, было всегда: делу время, потехе — час, на то они и праздники, чтобы быстро заканчиваться.

(11)      А смирившись и приняв невесёлую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отло­жить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников.

(12)                    На этот раз — майских. (13) Многие так живут. (14)Да почти все. (15)Особенно сейчас, ко­гда не то что жить, просто выживать становится всё труднее. (16)А многие и этих, официаль­ных, уже не замечают — не до них, не до веселья. (17)«Хлеб наш насущный даждь нам днесь...»

(18)Впрочем, всё это о празднествах календарных, заявленных. (19)И, повторюсь, с внут­ренними, в душе располагающимися, они не всегда совпадают. (20)Хемингуэй писал о Париже: «Праздник, который всегда с тобой». (21)Носимый в сердце, дарящий радость, счастье, доволь­ство. (22)Но разве обязателен для таких ощущений Париж?

(23)Был у меня приятель. (24)Он свой праздник носил в душе постоянно. (25)Всегда при­ветлив, улыбчив, доброжелателен, радостен. (26)Даже, бывало, когда белый свет не мил.

    (27) Даже   после сумасшедшего редакционного дня, когда еле ноги домой волочишь.

(28)Светлый был парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца. (29)3анимала меня в нём эта черта, необъяснимой казалась. (ЗО)Однажды не выдержал, спросил.

(31)— А у меня, — говорит, — напротив балкона три сосны растут. (32)Утром их жёлтые стволы заря розовым светом пропитывает, насыщает так, что они прозрачными кажутся. (ЗЗ)Ну будто спелый ананас — вот-вот сок брызнет. (34)И тёмная зелень кроны, и небо, уже не окрашен­ное зарёй, а чистое, голубое, высокое... (Зб)Красотища — дух захватывает, плакать хочется, как красиво. (Зб)Вот я с утра пару минут полюбуюсь и на целый день заряд оптимизма получаю...

(37)       —          А если пасмурно или в темноте встать придётся? — спрашиваю.

(38)                    —Глаза закрою и увижу. (ЗЭ)Главное — захотеть. (40)Когда в командировке окажусь или на отдыхе, обязательно ищу, на что с утра полюбоваться. (41)Красота повсюду вокруг нас разлита. (42)Захочешь — увидишь. (43)Захотеть главное.

(44)С тех пор мне часто доводилось прибегать к этому совету. (45)И каждый раз получа­лось. (46)Начинался праздник и в душе, и в сердце. (47)И жизнь светлей и радостней казалась, несмотря на слякоть и серость в природе. (48)Попробуйте и вы, читатель, вдруг и вам совет этот поможет дожить с хорошим настроением до следующих официальных праздников. (49)Всего-то и нужно, не забыть посмотреть вокруг.

(По М. Беляшу)

 

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)   Жить в наше время интересно и радостно и в праздники, и в будни.

2)   Многие в наше время не замечают красных дней календаря, забывают о них.

3)   Товарищ автора взял за правило ежедневно получать заряд оптимизма, любуясь кра­сотами природы, чтобы весь день радоваться жизни.

4)   Чтобы праздник.был в душе и в сердце, надо не забывать почаще смотреть вокруг и видеть в окружающем мире проявления красоты.

 

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)   Предложение 28 представляет собой описание человека.

2)   Предложение 34 содержит описание природы.

3)   В предложениях 8-16 содержится повествование.

4)    В первом абзаце представлено повествование с элементами описания.

 

АЗО. В каком предложении употребляется пословица?

 1) 10                                 2) 15                                  3) 16                                 4) 47

 

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При за­писи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Укажите способ образования слова КОНЧИНА(Е) (предложение 6) В2. Из предложений 45-47 выпишите производный предлог.

ВЗ. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ОТГОВОРИЛИ ТОСТЫ (предложе­ние 2).

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1-7 найдите простое односоставное безличное предложение. Напи­шите его номер.

В5. Среди предложений 8-17 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. На­пишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 27-36 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным оп­ределительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7Г Среди предложений 40-46 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализиро­вали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответст­вующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецен­зии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начи­ная с первой клеточки. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.

В8. «Михаилу Беляту удаётся убедить читателя в том, что не следует унывать и что в душе у каждого должен быть свой ежедневный праздник, в частности, с помощью та­ких приёмов, как__________________________ (предложения 12-14 ) и_________ (предложения 1,2). А используя

такие тропы, как_________ (пепельную траву, раскисших парков и скверов в предложении

6, светлый, искрящийся парень в предложении 28) и__________ (весна — «робкая девушка»

в предложении 6, «парень, искрящийся весь, словно мёд на просвет против солнца» в предложении 28), автор текста поднимается до уровня высокохудожественного описа­ния, которое никого не оставит равнодушным». Список терминов:

1)  парцелляция

2)  градация

3)  сравнительные обороты

4)  книжная лексика

5)  разговорная лексика

6)  вопросительные предложения

7)  эпитеты

8)  диалектизмы

9)  цитирование

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

 

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргумен­тируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизнен­ные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценива­ется. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Регистрация


Зарегистрироваться через VK

Личный кабинет

Регистрация
Войти через VK