Сочинения-рассуждения по русскому языку (ОГЭ): Нашего учителя математики звали Харлампий Диогенович...(сочинение 15.2: «Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости...»)

(1)Нашего учителя математики звали Харлампий Диогенович. (2)Главное его оружие — это делать человека смешным. (З)Ученик, отступающий от правил школы, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. (4)Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый. (5)Разумеется, я тоже не избежал общей участи.

(6)В тот день я не решил домашнюю задачу. (7)В общем, задача была какая-то запутанная, и у меня решение никак не сходилось с ответом.

(8)Начался урок, и Харлампий Диогенович стал оглядывать класс, выбирая жертву, — я затаил дыхание.

(9)В это мгновение неожиданно раскрылась дверь и появился доктор с медсестрой.

(10)Извините, это пятый «А»? — спросила доктор.

(11)Нет, — сказал Харлампий Диогенович с вежливой враждебностью, чув-ствуя, что какое-то санитарное мероприятие может сорвать ему урок.

(12)И вот внезапная надежда окрылила меня, и я сказал, обнаглев от страха:

(13)Можно, я им покажу, где пятый «А»?

(14)Покажите, — сказал Харлампий Диогенович и слегка приподнял брови.

(15)Я догнал докторшу и медсестру в коридоре нашего этажа и пошёл с ними.

(16)А нам что, не будете делать? — спросил я.

(17)Вам на следующем уроке, — сказала докторша, улыбаясь.

(18)А мы на следующем уроке уходим в музей, — соврал я несколько неожиданно даже для себя. (19)Докторша остановилась.

(20)Галочка, пойдёмте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут.

(21)Убедившись, что они не передумают, я побежал вперёд, чтобы устранить связь между собой и их приходом.


(22)Когда я вошёл в класс, у доски стоял Шурик Авдеенко, и, хотя решение задачи в трёх действиях было написано на доске его красивым почерком, объяснить решение он не мог.

(23)«Не бойся, Шурик, — думал я, — ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас».

(24)Хотелось быть ласковым и добрым.

(25)Распахнулась дверь, докторша вошла в класс и сказала, что надо ребятам делать уколы.

(26)Когда вся процедура закончилась, до конца урока ещё оставалось немного времени. (27)В такие промежутки учитель обычно рассказывал нам что-нибудь по-учительное.

(28)Как известно из древнегреческой мифологии, Геракл совершил двенадцать подвигов. (29)Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию и решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, что ему отчасти удалось.

(30)Мы сразу по его голосу поняли, до чего это был фальшивый и никудышный подвиг.

(31)Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек со-вершил свой подвиг из трусости... — (32)Харлампий Диогенович задумался и прибавил: — (ЗЗ)Сейчас узнаем, во имя чего он совершил свой подвиг...

(По Ф. Искандеру)*

* Искандер Фазиль Абдулович (род. в 1929 г.) — советский и российский прозаик и поэт. Среди самых известных произведений автора роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос о детстве «Приключения Чика» и повести «Человек и его окрестности».

 

15.2 «Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости...» Афанасьева Диана (группа 2 уровня)

В тексте Ф. Искандера говориться о мальчике который из-за страха получить двойку за невыполненное задание солгал медсестере. Мудрый учитель все понял и тонко намекнул об этом в конце урока. Данную для анализа фразу я понимаю так: Геракл совершал подвиги будучи смелым и для защиты окружающих, а главный герой, наоборот, все сделал из-за страха быть вызванным к доске, он подумал только о себе.
В подтверждение слов автора и своей позиции хочу привести в пример предложения 15-21. Здесь описывается ложь мальчика, он нагло совврал, чтобы класс забрали с урока.
В качестве еще одного примера приведу предложения 26-32. Здесь говорится о том, что учитель всегда заканчивает уроки чем-то поучительным. И в этот раз он закончил урок рассказом о подвигах Геракла, тем самым намекая на трусливый "подвиг" нашего главного героя, высмеивая его.
Таким образом, мы видим, что учитель хотел проучить мальчика, показать, что тот поступил неправильно.