Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ)

Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ)

(1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю: (2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь». (4)Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (б)Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:

 — Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.

— (9)С половины третьего! — железным голосом ответила она.

(10)Часы показывали два.

— (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!

(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:

— Выйдите отсюда!

(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала.

(16)«Вы правы, — пишет она дальше, — сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом». (19)К врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную. (20)И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом. (21)Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом. (22)В одной семье произошёл такой случай. (23)Дочка, ученица пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжёлое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная. (24)Сказала:

— В эту школу я больше не пойду.

(25)Ничего объяснять она не стала. (26)Видно было только: потрясена безмерно.

— (27)Лучше умереть, чем в эту школу.

(28)Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. (29)И только спустя годы она рассказала, в чём было дело. (З0)На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

— С таким сердцем жить нельзя!

(31)Вот так и сказала. (32)Подруги засыпали девочку вопросами. (ЗЗ)Она молча оделась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. (З5)Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать. (З6)Она верила старшим и думала, что живёт последние недели.

(37)Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.

(38)Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих и размышлений по их поводу накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно — слово!». (39)Не предлагал ничего особенного и чрезвычайного, просто советовал обращаться со словом обдуманно. (40)Применять, например, давно выработанные и общепринятые формулы вежливости и отказаться от таких оборотов, как: «Не видишь что ли?!», «Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опасность действительно угодить в человека, который плохо видит или плохо слышит. (41)Я напоминал другие слова, приветливые, вежливые, благожелательные. (42)И заканчивал передачу так: «Будьте осторожны со словом; грубое — обоюдоостро и часто мстит за себя!»

(43)На меня обрушилась лавина откликов. (44)Большинство откликнувшихся на моё выступление соглашались: со словом надо обращаться осторожно.

(45)Однако нашлись люди, кого сама постановка этой проблемы привела в раздражение. (46)Они утверждают: без грубости не обойтись и обходиться без неё не надо! (47)Под грубостью они понимают и крайнюю её форму — нецензурную брань. (48)Без неё-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле. (49)Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.

(50)Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. (51)Сила — в спокойном достоинстве. (52)3аставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (53)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (54)Это значит отказываться от самого себя! (55)От собственной личности! (бб)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (57)Спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?».


(По С. Львову*)

 

Сабирова Диля (группа 2 уровня)

Как слово может ранить человека? Как бороться с грубостью и хамством? над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста С.Л.Львов.

Эта проблема особенно актуальна в наше время. Грубость стала таким распространенным явлением, что многие просто опускают руки и отказываются с ней бороться. Причем, душевная рана, нанесенная необдуманным словом, может быть очень глубокой и даже неизлечимой. Так, С.Л.Львов приводит несколько примером того, как слова довели человека до слез. Автор осуждает крик и брань, которые некоторые используют, чтобы доказать свою силу. "Сила — в спокойном достоинстве", - уверен С.Л.Львов.

Автор считает, что "опускаться до уровня хамства" - значит отказываться от самого себя. Вежливость в общении с окружающими так же необходима обществу, как культура или красота.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, вежливость, такт просто необходимы в общении. Ведь неосторожное слово может сильно обидеть собеседника. В русской литературе немало тому примеров.

Так, в пьесе А.Н.Островского "Гроза" Кабаниха была грубой, жестокой скандалисткой. Она не считалась с чувствами окружающих, не задумываясь обижала, унижала их.
О силе слова говорил также В.Шефнер в знаменитых строчках: "Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести". Эта цитата в очередной раз подчеркивает могущество слова, и напоминает о том, как аккуратно нужно с ним обращаться.

Таким образом, каждый из нас должен помнить об ответственности, которую он несет за свои слова. Ведь слово, как известно, не воробей: вылетит - не поймаешь.

 

Мамаков Влад (индивидуальные занятия)

Как правильно вести себя с окружающими?  Какова роль вежливости в современном обществе? На эти и другие вопросы отвечает С.Львов.

В данном для анализа тексте автор поднимет проблему вежливости. Эта проблема актуальна всегда, так как вне зависимости от времени проживания человека доброта, вежливость и человечность играют особую роль в жизни. Приводя примеры из жизни разных людей, автор показывает, как сильно может отразиться грубость на внутреннем состоянии людей и их последующей судьбе. ­­­Одна из героинь, случайно получившая травму на улице, обратилась в больницу, но из-за грубого отношения не принявшего ее врача она получила сильную душевную травму. Другая героиня, проходя медицинский осмотр, из-за необдуманной фразы доктора покинула свою школу.

Автор считает, что хамство - порок общества. Грубые, невежливые слова могут привести к ужасным последствиям: испортить настроение или способствовать потери друзей и знакомых – каждое необдуманное слово не проходит бесследно.  По мнению С. Львова, в своей речи следует использовать только вежливые и доброжелательные слова. Даже грубое выражение негативных эмоций с помощью таких слов, как «Ослеп?» или «Оглох?» могут обидеть человека, действительно страдающего такой проблемой.

Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, грубость  сегодня стала совершенно обыденным явлением. Множество людей не препятствуют хамству, в то время как травмы от грубости   зачастую опаснее физических. Они могут сделать человека менее уверенным в себе, исказить представления о добре и зле, нарушить  душевное равновесие, изменить мировоззрение и мировосприятие человека.

В доказательство своей точки зрения хочу привести в пример произведение Д.Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка постоянно грубил окружающим его людям. В результате хамство для него стало нормой, а мораль и человечность отошли на второй план.

Также хочу привести в пример произведение М.А. Булгаков "Собачье сердце", в котором говорится о Шарикове с сердцем бродячей собаки и мозгом человека.  Он чувствует себя хозяином жизни и превращает свое невежество в оружие против образованности, из-за чего жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

Таким образом, современное общество недооценивает  важность вежливого общения. Необходимо бороться с хамством и грубостью, а также с большим вниманием относиться к своей речи. 

Регистрация


Зарегистрироваться через VK

Личный кабинет

Регистрация
Войти через VK