ЕГЭ 2014 вариант 4

Скачать файл

Вариант № 4 ЕГЭ 2014

 

Инструкция по выполнению работы

На  выполнение  экзаменационной  работы  по  русскому  языку  даётся

3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть  1  включает  30  заданий  (А1–А30).  К  каждому  из  них  даны

четыре варианта ответа, из которых только один правильный. 

Часть  2  состоит  из  8  заданий  (В1–В8).  Ответы  к  этим  заданиям  Вы

должны сформулировать самостоятельно.

Часть  3  включает  1  задание  (С1)  и  представляет  собой  небольшую

письменную работу по тексту (сочинение). 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и  переходите  к  следующему.  Если  после  выполнения  всей  работы  у  Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы,  полученные  Вами  за  выполненные  задания,  суммируются.

Постарайтесь  выполнить  как  можно  больше  заданий  и  набрать  как  можно  больше баллов. 

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается

использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При  выполнении  заданий  Вы  можете  пользоваться  черновиком.

Обращаем  Ваше  внимание  на  то,  что  записи  в  черновике  не  будут

учитываться при оценивании работы.

 

Желаем успеха!

 

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером

выполняемого  вами  задания  (A1-A30)  поставьте  знак  «Х»  в  клеточку,

номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

A1          В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А позвОнит

Б призЫв

В гналА

Г знАчимый

 

A2          В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)      Мне ПАМЯТЕН каждый уголок моего сада.

2)      Вратарь НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы.

3)      Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания.

4)      Андрей встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.

 

A3          Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)      к двумстам двадцати двум страницам

2)      пара чулок

3)      полученные паспорта

4)      самый умнейший

 

A4          Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Собираясь в поход,

1)      у меня улучшилось настроение.

2)      настроение у ребят было приподнятое.

3)      школьники обсудили все детали своего маршрута.

4)      был тщательно продуман план путешествия.

 

A5          Укажите    предложение    с    грамматической    ошибкой     (с нарушением синтаксической нормы).

1)      Все, кто читал рассказы и повести К. Паустовского, убедился в живом интересе писателя к слову, к его образной основе.

2)      В. Астафьев вспоминал, что он нигде не видел таких подснежников, как на иссечённых ветром сопках.

3)      Согласно  данным  древнерусских  летописей  суздальский  князь  Юрий  Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.

4)      Докладчик   привёл   новые   данные,   которые   частично   были   уже опубликованы.

 

А6           В    каком    предложении    придаточную    часть    сложноподчинённого предложения  нельзя  заменить  обособленным  определением,  выраженным причастным оборотом

1)      Земным   воплощением   Вечной   Женственности,   героиней «Стихов о Прекрасной Даме» стала Л.Д. Менделеева, в которую был влюблён Блок.

2)      Орден  Святой  Екатерины -  единственный  орден  царской  России,

который с 1714 года был предназначен для награждения «особ женского пола».

3)      Документы  - это юридически значимые письменные тексты, которые управляют действиями людей.

4)      Анна Ахматова вступила в поэзию как представительница акмеизма  - литературного    направления,    которое    противопоставляло    себя символизму.

 

Прочитайте текст и выполните задания A6-A11.

 

(1)…       (2)В       1894   году   он   собрал   радиоприёмник,   реагировавший   на электромагнитные   волны,   получаемые   при   грозовых   разрядах  (так

называемый   грозоотметчик).              (3)На   заседании   Российского   физико-химического общества 24 марта 1896 года при помощи созданных генератора и приёмника А.С. Попов передал на расстояние 250 метров первую в мире телеграмму без проводов (радиограмму). (4)В январе 1900 года радиостанция Попова  была  использована  при  спасении  броненосца «Генерал-адмирал Апраксин»,  севшего  на  камни. (5)Ледоколу «Ермак»,  участвовавшему  в снятии броненосца с камней, была послана радиограмма о том, что 24 января от берега оторвало льдину с рыбаками, и ледокол снял рыбаков с льдины. (6)… впервые с помощью радио были спасены люди.

 

 

A7          Какое  из  приведённых  ниже  предложений  должно  быть  первым  в  этом тексте?

1)      Для передачи информации радио использует звук, то есть колебания с  частотой до 20 кГц.

2)      Метод радиопередачи всегда интересовал физиков.

3)      В июне 1896 года в Англии был запатентован необычный прибор.

4)      В 1888  году  А.С.  Попов  выдвинул  идею  использования  электро-магнитных волн для передачи сигналов на расстояние.

 

A8          Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1)      Так

2)      Например,

3)      Хотя

4)      Наоборот,

 

A9          Какое  сочетание  слов  является  грамматической  основой  в  одном  из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1)      послана радиограмма (предложение 5)

2)      собрал радиоприёмник (предложение 2)

3)      оторвало льдину (предложение 5)

4)      радиостанция была использована (предложение 4)

 

A10        Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1)      сложносочинённое

2)      сложное  с  союзной  подчинительной  и  сочинительной  связью  между частями

3)      сложноподчинённое

4)      сложное  с  союзной  подчинительной  и  бессоюзной  связью  между частями

 

A11        Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСЛАНА в предложении 5.

1)      наречие

2)      деепричастие

3)      прилагательное

4)      причастие

 

A12        Укажите значение слова ОТОРВАЛО в предложении 5.

1)      отняло

2)      отделило

3)      отвлекло

4)      разлучило

 

A13        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых облаками; это

был   обычный   русский   пейзаж:   поля,   луга,   редкие   деревни   с

соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.

       1)     1, 3                2)     1, 2, 3, 4                      3)     2, 3                4)     2, 4

 

A14        В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      возр..стной, отр..сль, родон..чальник

2)      раст..чительный, соприк..саясь, утв..рь

3)      св..рливый, застр..ховаться, разг..раться

4)      разг..дать, неосп..римый, гориз..нтальный

 

A15        В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)      расп..рядиться, с..гласие, поз..вчера

2)      чере..чур, бе..болезненный, не..держанный

3)      роз..грыш, без..скусный, за..граться

4)      пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

 

A16        В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1)      заглян..шь, выдава..мый

2)      задерж..шься, излож..нный

3)      испорт..шь, поруч..нный

4)      вытерп..шь, предлож..нный

 

A17        В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А)     неусидч..вость

Б)      преодол..вающий

В)      кремни..вый

Г)       прислуш..ваясь

1)      А, В, Г

2)      В, Г

3)      Б, В

4)      А, Б, Г

 

A18        В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)      Всякая работа была ему (не)навистна.

2)      Сначала  все  помолчали,  обдумывая,  как  начать  разговор  в такой

(не)привычной обстановке.

3)      Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не)напечатана.

4)      К нам прибыл новый жилец - (не)кто Кузнецов.

 

A19        В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)      ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему

твёрдому  убеждению  в  том,  что  человек  сам  должен  выполнять  всю работу по дому.

2)      Коротко  да  ясно, (ПО)ТОМУ  и  прекрасно,  (ЗА)ТО  нехорошо,  коль

пространно и скучно.

3)      На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

4)      От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

 

A20        Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:


Небо горело огнями в бездонной синеве ( ) и казалось чужим и далёким.

1)      Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)      Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)      Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4)      Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

 

A21        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Художники-романтики (1)   отвергнув   строгие   и   не   допускающие

отступлений  принципы  классицизма (2)  открыли  многообразие  и

неповторимость мира (3) окружающего человека.

         1)   1                      2)   2, 3                 3)   3                      4)   1, 2, 3

 

A22        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

А.П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность

художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем

середины   XVIII   века.   В   своих   поэтических   и   драматических

произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался

на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.

         1)   1, 2, 3, 4                        2)   2                     3)    3, 4                  4)   1, 3

 

 A23       Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.  (Знаки препинания не расставлены.)

1)      Слово  «мох» обычно вызывает в памяти образы сырых и сумрачных

таёжных лесов или болот.

2)      Человека воспитывает как искусство так и наука.

3)      Старушки или пили чай или играли в карты или просто разговаривали.

4)      Это была дорога разочарований и восторгов и горя и радости.

 

A24        Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Отношение  к  иностранным  словам  у  Пушкина  было  двойственное:

с одной  стороны,  он  высказывался  против  загромождения  русского

языка  иностранными  словами,  с  другой -  в  своих  произведениях

намеренно оставлял без перевода немало отдельных иноязычных слов и

выражений.

1)      Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

2)      Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3)      Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4)      Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

 

A25        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Печорин невольно подмечает человеческие недостатки  (1) знанием  (2)

которых (3) он особенно гордится.

         1)   1                      2)   2                       3)  3                     4)   1, 3

 

A26        В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Главному  инженеру  не  раз  докладывали  о  неполадках  в  оборудова-

нии (1) но (2) когда проходило какое-то время (3) он совершенно об этом

забывал  (4) и дело здесь было прежде всего в его нежелании и даже

неспособности предпринимать какие-то энергичные действия.

        1)    1, 2, 3             2)   1, 2, 3, 4                       3)    2, 3                   4)  1, 4

 

A27        Прочитайте текст.

 

Подмосковье    славится    не    только    огромным    количеством

архитектурных  жемчужин  мирового  уровня.  Издавна  мир  знаком  с

народными  промыслами  этого  региона:  игрушками  из  Богородского,

подносами  жостовской  фабрики,  шкатулками  Федоскинской  фабрики

миниатюрной     живописи,     гжельскими     фарфоровыми     изделиями,

павловопосадскими шерстяными платками. Это искусство хранит лучшие традиции российской культуры.

 

В  каком  из  приведённых  ниже  предложений  верно  передана  главная

информация, содержащаяся в тексте?

1)      Подмосковье  славится  как  архитектурными  памятниками  мирового уровня, так и народными промыслами, хранящими лучшие традиции российской культуры.

2)      Издавна   мир   знаком   с   огромным   количеством   архитектурных

жемчужин мирового уровня, находящихся в Подмосковье.

3)      Традиции  российской  культуры  в  Подмосковье  можно  увидеть  в

декоративном искусстве из Богородского, Жостово, Федоскино, Гжели, Павловского Посада.

4)      Подмосковье    славится    игрушками,    шкатулками,    фарфоровыми изделиями, шерстяными платками.

Прочитайте текст и выполните задания A28-A30; B1-B8; C1.

 

 

     (1)Это случилось 28 мая. (2)После уроков мы с Санькой Большаковым

пошли   на   речку.(3)Там,   возле   громадного   валуна,   похожего   на

закаменевшую  мумию  гигантского  ящера,  был  совершён  обряд. (4)Я

поцарапал кожу на запястье, то же самое сделал Санька. (5)Мы приложились кровоточащими предплечьями друг к другу и громко сказали: «Ты мне брат». (6)Так мы с Санькой Большаковым стали братьями по крови.

(7)Следующей весной я сманил всех одноклассников искать сокровища

сарматов. (8)Про  сарматов  я  прочитал  в  какой-то  исторической  книжке.

(9)Поскольку много веков назад они кочевали где-то в наших местах, то я

резонно предположил, что они, чтобы не таскаться со своим добром,   могли закопать где-нибудь возле нашего села часть своей богатой добычи. (10)Мой рассказ  заинтересовал  всех  мальчишек,  и  мы,  вооружившись  надеждой  и лопатами, дружно пошли искать клад.  (11)Но путь на холмы преграждала речушка. (12)На   берегах,   точно   выброшенные   штормом   корабли, возвышались громадные льдины, а вода была нестерпимо холодной. (13)Все мои друзья речку как-то одолели, а у меня мужества не хватило. (14)Меня подбадривали, уговаривали, смеялись, кричали, запугивали тем, что найдут клад и не станут со мной делиться, но это испытание было выше моих сил. (15)Тогда Большаков вернулся за мной, посадил на плечи и, проваливаясь в холодную тину по грудь, хрипя от натуги, перешёл на тот берег. 

     –  (16)Большой,  чего  ты  его  таскаешь? напустились на него одноклассники. (17)Он  что,  инвалид? -

    - (18)Мы с ним братья по крови! - ответил тот.

    (19)Прошло двадцать четыре года.  (20)Я торопился на юбилей нашего

директора. (21)За   мостом   я   увидел   разбитую «пятёрку». (22)Слегка

притормозил,  чтобы  понять,  как  можно  было  на  ровном  месте  угодить  в аварию. (23)Увидел водителя, присевшего на корточки возле смятого крыла. (24)Почему-то сразу узнал Большакова, хотя не видел его с самой школы.

      - (25)Санёк, привет! (26)Ты как это влетел?

      - (27)Тебя, наверное, Бог послал! (28)Вот ты мне как раз и поможешь! (29)Какая-то  бабулька  с  узлами  выскочила  прямо  перед  самым  носом. (30)Пришлось выруливать в заграждение. (31)Дотащишь?

(32)Я покачал головой.

- (33)Санёк,   не   могу! (34)У   меня   в   машине   сломан   крюк   для

буксировки - буксировать нельзя. (35)Так что не обессудь…

- (36)Да ничего! (37)Я товарищу позвоню - отгонит. (38)Ты-то как? - (39)Да кручусь, света не вижу. (40)Ты извини - опаздываю.

- (41)Увидимся ещё!

- (42)Удачи!

     (43)Я помчался на праздничный вечер. (44)Вернувшись домой, кутаясь в одеяло, я ещё раз вспомнил встречу с Большаковым. (45)Память унесла меня в детство, на берег речки, к серому мшистому валуну. (46)Совершая обряд, я боялся повредить руку, поэтому слегка царапнул по коже, и ранка скоро зажила. (47)Зато Большаков руку свою не жалел, и на его предплечье остался длинный пунцовый шрам.

     (48)На улице дул ветер, снег печально шелестел на стеклах, и этот тихий звук  походил  на  слабый  шёпот  какого-то  навсегда  уходящего  в  небытие воспоминания.

(По Е.А. Лаптеву*)

 

 *Е. А. Лаптев (родился в 1936 г.) – писатель-публицист.

 

   А28         О  чём  говорит  высказывание  Саньки Большакова:  «Мы с ним братья по крови!»

1)      Ему хотелось показать, что смелее и сильнее друга

2)      Санька боялся, что товарищ будет выглядеть смешно в глазах друзей.

3)      Друг Саньки был самым маленьким в их компании.

4)      Дав клятву быть братьями, Санька не мог оставить друга в трудной ситуации.

 
   

 

 

 А29          Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 

1)      В  предложении 47 содержится противопоставление содержанию предложения 46.  

2)      В предложении 14-15 содержится рассуждение.

3)      Предложение  11 включает описание. 

4)      Предложения 1-5 содержат повествование. 

 

 А30         Укажите слово, которое используется в переносном значении. 

1)      кочевали (предложение 9)

2)      унесла (предложение 45)

3)      обряд (предложение 3)

4)      запугивали (предложение 14)

 

Часть 2

При  выполнении  заданий  этой  части  запишите  ваш  ответ  в  бланке ответов №1  справа  от  номера  задания (B1-B8),  начиная  с  первой клеточки.  Каждую  букву  или  цифру  пишите  в  отдельной  клеточке  в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении   отделяйте   запятыми.   Каждую   запятую   ставьте   в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

 

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

 

B1           Из  предложений  21  -  22   выпишите  слово,  образованное   приставочно-суффиксальным способом.

 

B2           Из предложений 7 - 9 выпишите определительное местоимение.

 

B3           Из  предложения  20  выпишите  подчинительное  словосочетание  со  связью  СОГЛАСОВАНИЕ.

 

B4           Среди  предложений 9  -  15  найдите  сложные,  в  состав  которых  входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

 

 B5           Среди  предложений 44            -              48   найдите  предложение  с  уточняющими обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

 

B6           Среди предложений 14 - 24 найдите сложное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.

 

B7           Среди предложений  2  -  10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

 

 

Прочитайте  фрагмент  рецензии,  составленной  на  основе  текста,

который  Вы  анализировали,  выполняя  задания  А28–А30,  В1–В7. 

В  этом  фрагменте  рассматриваются  языковые  особенности  текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на  места  пропусков  цифры,  соответствующие  номеру  термина  из

списка.  Если  Вы  не  знаете,  какая  цифра  из  списка  должна  стоять  на

месте  пропуска,  пишите  цифру  0.                                                                      

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами

в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1

справа  от  номера  задания  B8,  начиная  с  первой  клеточки.

Каждую  цифру  пишите  в  отдельной  клеточке  в  соответствии  с

приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте

запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи

ответов пробелы не используются.

 

B8           «Чтобы   воссоздать   реальную   обстановку,   автор использует   такое лексическое средство, как _______ (например, «таскаться», «от натуги»). Такое  синтаксическое  средство,  как  _______  (в  предложении  12),  и такой троп, как _______  (например,  «шёпот воспоминания»), придают рассказу художественную выразительность. Такой приём, как _______ (предложения  46  -  47),  обретает  символический  смысл  и  позволяет противопоставить   разные жизненные позиции героев».

Список терминов:

         1)   ряды однородных членов

         2)   книжные слова

       

Регистрация


Зарегистрироваться через VK

Личный кабинет

Регистрация
Войти через VK